«Апостолы же с великой силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного. И полагали к ночам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян. свят. апост. гл.4, ст. 33-35).
Но и богатого не было, а разве не мог Христос своих ближайших сподвижников и учеников наградить богатством!? Жили бы в довольстве и неге, с сытой отрыжкой проповедовали бы бедному люду. Но сказал Иисус: «На небо иного пути нет, кроме крестного – нет и не будет». И не всегда не было между ними нуждающегося, а многим из них предстояло сложить голову за Веру Христову.
Святые Апостолы жизнью своей показали пример бессребренного служения Богу и пример коллективной жизни. Не последовало этим примерам ни человечество, ни христианская его часть, отнюдь. Так и жили человеки, истребляя друг друга и плодясь, отпихивая и затаптывая слабых, отвоёвывая место под солнцем, жили еще две тыщи годов. Объединялись в племена, сливались в народы, создавали государства и мощные империи, интриговали и враждовали.
И создалась и была меж ними одна Держава, странная, непонятная и необъятная, разлегшаяся по двум континентам и сама поболе иного. Непонятная остальному миру ни своими порядками, ни обычаями населяющего ее народа, какая-то отличная от всех, особая. Эту ее особость очень точно подметил фельдмаршал Миних, соратник Петра, по рождению немец, но большую часть долгой жизни проживший в России и даже немало лет проведший в ссылке. Он сказал: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует». А оно существовало уже поболе тысячи годов к началу последнего века второго тысячелетия, возрастая могуществом и землями, и простерлось по евразийским пространствам, не завоеванное мечом и крестом, а прирощенное добровольным преклонением гонимых и обижаемых народов под «высокую руку» русского царя.
Невозможно удерживать страхом меча земли, отдаленные от столицы на долгие месяцы пешего перехода, так и мечей тех не напасешься на всех недовольных, уже не говоря про пушки (много ли их было при нападении англичан на Камчатку, однако, отбились).
Едино лишь братской любовью и заботой народа русского православного Держава скреплялась, жила и сохранился в ней самый малый даже «всяк сущий в ней язык». Держава сотворила свой, Русский мир, неповторимый, со своей культурой, взращенной на народных традициях, на народной музыке и литературе.
Это он, живой и развивающийся Русский мир смог перемолоть насильственно втаскиваемые в него отчужденной элитой инокультурные порядки и чужие языки (польский, немецкий, французский).