Публицистика

Оскудение Любви

Тут кстати подвернулась Елена Прекрасная со своими любовными авантюрами – чем не предлог. Подобный прецедент в мировой истории будет повторяться тысячи и тысячи раз – удобно для оправдания. Так вот, поэма «Илиада» повествует о последнем годе осады Трои. И начинается она с ссоры Агамемнона, вождя ахейцев, с Ахиллом, прославленным героем.

Что же не поделили самые знаменитые греки, из-за чего же едва не закончилась бесславно столь долго тянувшаяся война?

Из-за рабынь!

Здесь стоит поподробнее изложить события.

В войске ахейцев начался мор, черная смерть (чума) уносила сотни бойцов. Прорицатель Калхас пришел к Ахиллесу и рассказал ему, что Аполлон разгневался на ахейцев за то, что Агамемнон отказался за выкуп вернуть жрецу светлого бога Хрису его дочь Хризеиду, взятую в плен и доставшуюся вождю. За это Аполлон и наслал на лагерь греков страшную болезнь. Ахиллес потребовал созвать общий сход, на нем Калхас поведал суеверным ахейцам о гневе бога.

Агамемнон, понимая всю сложность своего положения, готов был вернуть жрецу дочь, но взамен возжелал получить рабыню Ахилла, юную и обольстительную Брисеиду. Гордый сын Пелея гневно отверг наглые посягательства на свою законную добычу, ставшую наложницей. И ссора состоялась.

«Илиада». Вершина мировой литературы. Да, безусловно, вершина. Гений слепого аэда через века пронес и донес до нас, ныне живущих, лязг мечей под стенами Илиона, плач Андромахи и скорбь Приама.

Но и ярко высветил главных героев той эпохи – кровожадных убийц и жестоких рабовладельцев, поставивших свои личные выгоды выше общего дела.

…Частная собственность уже родилась, и сама теперь рождала, вскармливала и взращивала необходимых ей помощников – безжалостность, алчность и ложь.

Иисус в мир еще не пришел.

И троица помощников правила в том мире.

Греческие города постоянно воевали между собой, разрушали святыни, уводили жителей, единоплеменников, в рабство. Древняя Эллада представляла собой сплошное поле боя.

Однако, были в древней истории люди, видящие всю пагубность существующего положения вещей и пытавшиеся изменить жизнь человеческую.

Удивительный пример являет собой правление в Древней Спарте Ликурга. Он был призван на царство гражданами, которые говорили, что «он создан для того, чтобы властвовать и обладать способностью оказывать на других нравственное влияние» (Плутарх). Народ призвал его в критические времена государства.

«Неравенство состояний было ужасное: масса нищих и бедняков угрожала опасностью государству, между тем, как богатство было в руках немногих.

Желая уничтожить гордость, зависть, преступления, роскошь и две самые старые и опасные болезни государственного тела – богатство и бедность, Ликург убедил сограждан отказаться от владения землею в пользу государства, сделать ее новый раздел и жить всем на равных условиях, так, чтобы никто не был выше другого, — отдавая пальму первенства одним нравственным качествам» (Плутарх «Избранные жизнеописания»).

Об авторе

Виктор Коняев

Новокузнецкий прозаик, публицист.

Оставить комментарий